Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ НАЗАД В БУДУЩЕЕ (Пермский обозреватель, 17 января 2013г.)

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

17 января 2013

Пермский обозреватель

Дороги в Пермском крае будут строить в урезанном варианте. Губернатор и депутаты внесли свои коррективы после того, как их внес мировой финансовый кризис.

Речь идет о "Краевой инвестиционной программе автодорожного строительства на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов". Ранее эта программа была одобрена Законодательным собранием в первом чтении. Документ представляет собой достаточно простую штуку - перечень объектов капитального строительства. Сюда входят и проектно-изыскательские работы. В перечне указываются объемы финансирования регионального и федерального бюджетов.

Программа включала 22 объекта. Депутаты посмотрели на нее и решили одобрить на пленарном заседании 25 сентября. Сейчас программа значительно похудела. Поскольку экономить надо - кризис кругом. Губернатор рекомендует, а депутаты соглашаются. Деваться некуда. И, как всегда, есть конкретные "но".

Диета для бюджета Последнее обсуждение краевых дорог состоялось 6 ноября на заседании постоянно действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с развитием автомобильных дорог и дорожной деятельностью по нынешнему законопроекту. Туда входят и депутаты ЗС, и специалисты дорожного агентства. Началось мероприятие с главного - с изменений "политики партии". Сначала на программу думалось потратить 12 миллиардов 562 миллиона рублей. В связи с проведенными антикризисными мероприятиями, как доложили специалисты дорожного агентства, предложено сократить программу до 8 объектов и увеличить стоимость ее до 19 миллиардов. Короче говоря, приостановить работу над проектами дорог, которые еще не начали строиться. На этом сэкономить и направить средства на осуществление стратегически важных объектов.

Программа вырисовывается дефицитная аж на 10 миллиардов рублей. В бюджете края на программу есть только 9 миллиардов. Остальные деньги предлагается брать в долг у частных банков и прочих источников. Сроки погашения этих кредитов не обсуждались. Известно только, что они выходят за рамки грядущей трехлетки.

Однако, как отметили специалисты, есть в кризисе и свои плюсы - строить в этот период дешевле. Но, несмотря на такое преимущество, все равно программа, даже в урезанном виде, требует больших вложений.

Вот мы видим из того, что осталось. Переход улиц Стахановская - Ива. Это святое, входящее в губернаторский проект "Большая Пермь". Сейчас от него взгляд воротить негоже. Сначала на этот объект предлагалось потратить почти 7 миллиардов рублей. Теперь же его цена выросла до 11 миллиардов 201 миллиона 490 тысяч рублей. К 2014 году дорогу должны сделать красиво.

Кое-что осталось от автодороги Пермь-Березники. Например, расширение моста через Чусовую. Там финансирование сократилось и составляет 7 миллионов рублей.

Увеличились расходы на Восточный обход Перми, кстати, тоже из списка "добрых" дел губернатора. Подорожала и трасса из четырех комплексов Березники-Кудымкар. И Пермь-Кудымкар-Сыктывкар тоже подорожала. Замыкает программу (из серьезных трасс) Кудымкар-Сыктывкар из трех участков.

Сэкономить решили на таких трассах, как Усть-Весляны - Сосновая в Коми-Пермяцком округе и отрезков вышеперечисленных дорог. Такая штука - кризис.

Что касается проектов, которые отложили до неопределенного срока, то они будут законсервированы. Однако, например, на трассе Полазна-Пермь подрядчик уже начал работы. А проект сокращают. Что будет теперь? А ничего не будет. Как пояснили специалисты дорожного агентства, контракт будет просто прекращен. Есть там строчка о том, что все зависит от изменений в законодательстве. И вот законодательство края меняется. Интересная штука - это законодательство. Бизнесменам такие дела не выгодны. Те конкурсы на определение подрядчика, которые были объявлены, отменили. Экономия же зависит от экономики.

Дебет с кредитом Кратко, но объемно прокомментировал ситуацию депутат ЗС Алексей БУРНАШОВ:

- Я согласен, что в некоторых частях этой программы проектно-изыскательские работы нужно приостановить с учетом сегодняшней стагнации, финансового кризиса. Но по некоторым объектам я против. Там, где мы уже вложили средства, надо доводить дело до конца. Недоделав эти объекты, мы просто не справимся с задачей, которую преследовали.

Сегодня мы урезаем программу с тем умыслом, чтобы справиться с финансовым кризисом, чтобы бюджет не попал в дефицит. В то же время дорожный комитет почему-то не стал рассматривать падение цен на стройматериалы, вследствие чего произойдет снижение себестоимости строительства дорог. Уменьшение выделенных денег есть, а снижения цен на стройматериалы нет. Это неправильно. Поэтому я считаю, что нынешнее заседание рабочей группы несколько преждевременно. Я думаю, что надо было дать еще недельку. Поговорить с застройщиками для того, чтобы несколько пересмотреть ценовую политику. Именно поэтому я по некоторым вопросам просто воздержался. Ни против, ни за. Вообще можно было голосовать ногами, потому что кворум был на грани. Достаточно было одному человеку уйти с заседания. Но, при уважении к своим коллегам, я остался.

Что касается тех объектов, которые были сокращены. Тут все очень просто. Когда пройдет кризис и будет понятная ситуация в том числе и в региональном бюджете, станет ясно, куда дальше двигаться. Сегодня этого никто не может понять, поэтому программа урезается на плановые годы - 2012-2013. Дай бог, в 2012 году могут наступить изменения в бюджете в лучшую сторону, если ситуация в мире и стране нормализуется. Мы на уровне региона не можем повлиять на эту ситуацию.

Прогнозировать сегодня, что будет завтра в условиях кризиса - дело неблагодарное. Есть мнение, что даже в стабильных условиях наше планирование временами было похоже на блажь.

- Нынешний кризис - не финансовый, а системный, - прокомментировал ситуацию доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики ПГУ Юрий Калманович ПЕРСКИЙ, - речь идет о мировом хозяйстве. Поэтому наши инвестиционные программы все равно придется корректировать. Тем более, что порой они были далеки от истинной целесообразности. Иногда идиотскими были программы, безо всякой оглядки на возможные скачки цен на нефть. Допустим, говорили о строительстве моста стоимостью 8-10 миллиардов рублей и при этом даже не знали, где его будут возводить и насколько сооружение необходимо именно в этом месте. То же самое происходило при планировании строительства дорог, поэтому в настоящее время, конечно, надо будет выбирать приоритеты, хотя это и сложно.

Мне кажется, что такому большому и овражному городу, как Пермь, надо было бы отдать предпочтение скоростным линиям электротранспорта, а не автобусам и мостам. И при строительстве исходить именно из этого. Сегодня в правительстве края есть хорошие специалисты - такие, как министр финансов, наш выпускник Алексей НОВИКОВ. Но, думаю, для формирования оптимальной экономической политики необходима еще и серьезная команда аналитиков, которой сегодня, к сожалению, нет.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.