Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Германия


Федеративная Республика Германия

Статус экономики: технотронная, инновационная с выраженной государственной поддержкой резидентов.

Источник: http://www.lensart.ru/picture-pid-6ddc.htm?ps=14

КФР. Экономика Германии тесно интегрирована в мировую хозяйственную систему и весьма зависима от конъюнктуры мировой экономики. Она является ярко выраженной экспортоориентированной державой. В 2004г. общий объем национального экспорта составил 733 млрд. евро.
1. Сфера услуг является одной из доминирующих отраслей экономики Германии: на нее приходится 70% ВВП и 70% занятых; более трети поступлений в федеральный бюджет страны формируется за счет экспорта товаров и услуг, благодаря чему экспорт называют <локомотивом> национальной экономики.
В соответствии с классификацией ОЭСР, все оказываемые услуги подразделяются на:
- дистрибуторские (торговые, транспортные, информационные);
- коммерческие (финансовые услуги, лизинг);
- индивидуальные (общественное питание и гостиничное дело, культура, спорт, бытовые услуги);
- социальные (государственные, медицинские, образовательные, церковные).
При этом, в международном товарообороте немецкие предприятия сферы услуг занимают более скромные позиции: например, в 2005г. объем экспорта услуг составлял около 13% всего немецкого экспорта.
2. Электротехника является одной из важнейших отраслей промышленности Германии, оказывающей значительное влияние на общую экономическую ситуацию. Основная доля в производстве электротехнической и электронной продукции принадлежит сегменту <автоматизация> (21%). Другими крупными направлениями являются электротехника и инсталляционная техника (16%), коммуникационная техника (14,2%), электротовары бытового назначения (12%), информационная техника (10%), детали (9,8%). Наиболее крупными покупателями германской электротехнической продукции являются европейские страны (60% экспорта), страны Юго-Восточной Азии (12%) и США (10%).
ЭИТ. Характерной чертой системы национальной поддержки экспорта в Германии является тесное взаимодействие государственных, общественных и предпринимательских структур.
Реализация экономической и инвестиционной политики Германии осуществляется также целой группой специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счет средств госбюджета.
Центральное место в области поддержки национального экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованию экспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством страны (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям, подконтрольным государству.
Важнейшим звеном среди них являются страховое общество Euler-Hermes, а также кредитно-финансовые институты KfW (Kreditanstalt fur Wiederaufbau) и АКА (Ausfuhrkredit), действующие в сфере финансирования экспортных и инвестиционных проектов. Федеральное правительство оказывает поддержку немецким инвесторам, выдавая им инвестиционные гарантии, защищающие прямые инвестиции за рубежом (в развивающихся странах) от политических рисков, и гарантии по несвязанным финансовым кредитам. В основных чертах эта система действует в течение 50 лет. Она позволяет предоставлять такие условия субъектам внешнеэкономической деятельности, которые не в состоянии предложить ни одна частная компания.
В 2004 году Федеральное правительство Германии (ПГ) достигло наилучших результатов с момента создания системы страхования экспортных кредитов. Наибольшее страховое покрытие было предоставлено по экспортным операциям с Китаем (2,38 млрд. евро) и Ираном (2,30 млрд. евро). Следующие позиции занимают Турция (1,52 млрд. евро), (1,42 млрд. евро) и Бразилия (1,02 млрд. евро).
В 2006г. Германия для поддержки прямых инвестиций за рубежом приняла на себя гарантийные обязательства на 4,1 млрд. долл. США, направленные на поддержку 77 проектов в 23 развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Объем гарантий на 14% превышает показатели предшествующего года (3,6 млрд. долл. на 74 проекта в 18 странах). Гарантийные обязательства ПГ на 65% затрагивают нефтегазодобывающую сферу в России и Египте.

Источник: http://soznanie.org/galery/details.php?image_id=60&sionid=03549b5b7cd937ff5185579b11654f0e

Содействие наукоемкому экспорту мелких и средних фирм происходит по каналам Федерального министерства образования и научных исследований (ФМОИ), которое финансирует до 50% соответствующих расходов. В 2003г. объем средств, выделенных по линии ФМОИ, составил 7% всех бюджетных средств министерства на эти цели.
Государство оказывает финподдержку развитию высокотехнологических отраслей с высоким потенциалом сбыта на внешнем рынке - авиакосмический комплекс, телекоммуникации, роботостроение, био - и нанотехнологии. Согласно предложениям министерства экономики и технологий Германии от февраля 2006г., на развитие инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в 2006-2012гг. будет выделено дополнительно 6 млрд. евро (по 1,5 млрд. евро ежегодно к уровню 2005г.). На внедрение разработок малого и среднего бизнеса в 2006г. было выделено 1.8 млрд. евро - в основном предприятиям, расположенным в новых федеральных землях. Все программы по развитию малого и среднего предпринимательства объединены <под одной крышей>.
Важную роль играет также деятельность федерального банка по обслуживанию мелких и средних предприятий - Mittelstandsbank, который входит в государственную банковскую группу KfW-Bankengrupp.
Банк действует под собственным именем и маркой. Банк выполняет функции <одного окна> по всем вопросам развития предпринимательства для среднего бизнеса и концентрирует свое внимание на финансировании открытия, основания новых фирм, инвестиций и инноваций.
Оказывают поддержку экспорту и инвестициям в Германии и государственные финансовые институты.
BAFin входит в сферу деятельности министерства финансов Германии. Территориально оно располагается в г.г. Бонн и Франкфурт-на-Майне. В нем занято 1000 сотрудников. Осуществляет наблюдение за деятельностью 2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и 700 страховых организаций. BAFin координируют свою работу с Федеральным банком Германии (Deutsche Bundesbank).
Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (DEG) - является 100% дочерним обществом банковской группы KfW. Призвано финансировать и структурировать инвестиции германских частных предприятий в развивающихся и бывших социалистических странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать консультационное содействие германским предприятиям. DEG также предоставляет кредиты или непосредственно участвовует в дочерних или совместных предприятиях германских фирм в этих странах. Оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований германским фирмам. DEG является одним из крупнейших европейских институтов долгосрочного проектного финансирования.

Источник: http://lovemyplanet.ru/photo/525

IPEX-Bank также принадлежит группе KfW, занимается проектным и корпоративным финансированием в Германии и за ее пределами, а также экспортным финансированием. С 1 января 2004 года по январь 2011г. IPEX-Bank осуществлял свою деятельность с правовой точки зрения как зависимая структура в рамках банковской группы KfW; впоследствии он выделен в юридически самостоятельное предприятие банковской группы.
В 2005г. IPEX-Bank выдал на осуществление коммерческих проектов и на экспортное финансирование 12,1 млрд. евро (в 2004г. - 11,9 млрд. евро). Для рефинансирования своей деятельности в 2005г. Банк привлек на рынках капиталов 50,6 млрд. евро (в 2004г. - 52,1 млрд. евро), в 2006г. - 50-55 млрд. евро.
В Германии, несмотря на поставленную цель по снижению субсидирования, продолжает действовать система господдержки предпринимателей и экспортеров через субсидии, дотации в рамках программ развития регионов или целых земель, как, например, развитие новых федеральных земель (НФЗ) на территории бывшей ГДР.
После объединения Германии в рамках ЕС они получили особый статус, в соответствии с которым объем вложений из федерального, земельных бюджетов и из бюджета ЕС достигал ежегодно до 75-100 млрд. евро. Половина средств была вложена в реальный сектор экономики и сферу услуг. Большое влияние государства в аграрном секторе, где регулирующая роль ЕС особенно сильна.
Наряду с госструктурами, непосредственную помощь немецким экспортерам оказывают также общественные и частные организации. Отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие подобные негосударственные структуры являются важнейшим фактором экономической жизни и подчас оказывают на экономическое развитие страны большее влияние, чем государственные органы. Нередко союзы располагают большими материальными ресурсами (здания, коммуникации), квалифицированными сотрудниками, имеют в своем составе исследовательские группы и даже институты; они активно занимаются издательской деятельностью, в т.ч. за пределами страны, пропагандируя достижения германской промышленности и научной мысли.
Особенно велико значение союзов и объединений, непосредственно занимающихся внешнеэкономическими связями (Федеральный союз немецкой оптовой и внешней торговли, Восточный комитет немецкой экономики, Федеральный союз немецкой промышленности, Немецкий конгресс торгово-промышленных палат, Комитет немецкой экономики по делам торговых выставок и ярмарок, Федеральный союз мелких и средних предпринимателей и ряд других).
Укрепляется инновационная деятельность мелких и средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских учреждениях. Проекты создания новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на начальном этапе. Поэтому ПГ улучшает институциональные предпосылки для предоставления рискового капитала. В сотрудничестве с банками, инвестиционными и страховыми компаниями изучаются возможности для создания фондов рискового капитала.
Связи с Россией. Россия, являющаяся крупнейшим потребителем немецких электротехнических и электронных товаров среди стран Восточной Европе, играет особую роль для Германии. Немецкие специалисты считают возможным увеличение в ближайшие годы <российского> экспорта на 20%, а ежегодный прирост инвестиций на 10%. В России DEG участвует в 2 крупных сделках, одним из которых является коммерческий банк для работы с малыми предприятиями в России (КМВ). КМВ имеет уставный капитал 13 млн. долл. США. Наряду с DEG (доля которого 3 млн. долл. США) в капитале этого банка участвуют ЕБРР, относящийся к группе Сороса фонд <Открытое общество>, США и нидерландский инвестор Triodos-Doen.
КМБ обслуживает российские банки из средств <Программы для малого бизнеса> (программа, принятая странами-членами <Большой семерки> и ЕБРР еще в 1994г.) и гарантирует кредиты в 10-75 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев. Наряду с центральным офисом в Москве открыты филиалы в Нижнем Новгороде, Омске, Новосибирске, С.-Петербурге и планируется дальнейшее расширение сети филиалов. Менеджмент КМВ осуществляется франкфуртской фирмой IPC-International Project Consult/GmbH, которая специализируется на коммерческом микрофинансировании.

Источник: http://www.fiesta-tour.ru/germany.php

В 2004г. в рамках реализации программы федерального правительства по содействию рефинансированию кредитов, выдаваемых российскими коммерческими банками микросубъектам, между банками КМБ и KfW было подписано соглашение на 12,5 млн. евро. Программа (общий объем 50 млн. евро) направлена на улучшение условий получения российскими субъектами малого и среднего бизнеса средств через международные и российские коммерческие банки.
Справочно. Существует определенное влияние государственных контрольных органов на регулирование цен, в т.ч. в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т. д.
К частично регулируемым ценам относится квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора. Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. Цель - установление единой налоговой ставки на доходы юридических лиц и ставки подоходного налога на доходы от производственной деятельности в размере 35%.
Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами, государство за счет бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объеме экспорта. Одной из форм госучастия в развитии экономики являются различные федеральные и земельные программы, направленные на цели совершенствования структуры и расширения производства, обучения и переподготовки кадров, содействия малому и среднему бизнесу, программы развития регионов.

По материалам Полпред (Россия) от 20 мая 2011г.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.
 

правила тайм-менеджмента